12.12.2018

Гусиная кожа поможет росту волос

Нервы и мышцы, участвующие в появлении гусиной кожи, стимулируют стволовые клетки кожи к созданию волосяных фолликулов, а также рост волос. Я-Чи Сюй из Гарвардского университета сообщила о своем открытии на встрече Американского общества клеточной биологии и Европейской организации микробиологии. По словам Сюй, появление гусиной кожи может стимулировать рост более плотной шерсти у животных.

Исследователи обнаружили, что нервы, являющиеся частью симпатической нервной системы, контролирующей расширение зрачка, пульс и другие автоматические процессы, расположены рядом со стволовыми клетками, формирующими волосяные фолликулы. Обычно нервы «обернуты» в защитную пленку — миелин,— как электрический провод обернут пластиком. Однако группа Сюи выяснила, что концы нервов оголены там, где они соприкасаются со стволовыми клетками волосяных фолликул.

Нервы секретируют гормон норадреналин. Он необходим для роста волос, как утверждают ученые. Эта информация может объяснить, почему облысение — побочный эффект таких препаратов, как бета-блокаторы, которые противодействуют норадреналину.

Симпатические нервы рядом с волосяными фолликулами также обернуты вокруг мышц arrector pili, при их сжатии волосы становятся дыбом — тогда и появляется гусиная кожа. У мышей с мутациями, не давшими вырасти этим мышцам, также не было симпатических нервов и плохо росли волосы. У людей с облысением по мужскому типу также недостаточно мышц arrector pili в коже головы. Сюи предполагает, что симпатические нервы и мышцы, поднимающие гусиную кожу, могут играть важную роль и в облысении у мужчин. Восстановление нервов и мышц, вероятно, поможет росту волос.

Владимир Гильен