16.09.2015

Гормон мышечной ткани спасает кости

Когда люди начали летать в космос, быстро выяснилось, что у космонавтов, лишенных в течение длительного времени постоянных нагрузок, снижается плотность костей и нарушается их микроструктура, в результате чего кости становятся более хрупкими. Это явление, известное под названием остеопороз, наблюдается и у земных пациентов. Факторами риска для остеопороза оказываются пожилой возраст, недостаточная физическая активность, недостаток в организме кальция или витамина D. Также остеопороз может быть побочным эффектом ряда заболеваний. В результате у больных значительно возрастает риск переломов кости.

Группа исследователей обнаружила возможный путь борьбы с остеопорозом при помощи гормона ирисина, который выделяется мышцами при работе. Ученые давали лабораторным мышам еженедельные инъекции ирисина в течение месяца, а затем сравнили состояние их бедренных и берцовых костей. Как оказалось, у мышей, получавших ирисин, была прочнее компактная костная ткань – один из двух основных типов костной ткани в организме. Если губчатая костная ткань, имеющая ячеистую структуру, обеспечивает легкость костей и содержит костный мозг, то компактная ткань отвечает за высокую прочность кости.

Ученые пока не установили, какие именно рецепторы взаимодействуют с ирисином. Предположительно, этот гормон вызывает производство белков, которые повышают экспрессию генов, ответственных за то, чтобы стволовые клетки превращались в остеобласты – молодые клетки костной ткани. Потом остеобласты становятся остеоцитами – зрелыми клетками кости.

Если при дальнейших исследованиях данный эффект обнаружится и у людей, то ирисин можно будет использовать для лечения остеопороза.

Статья с результатами исследования напечатана в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

О другом недавно обнаруженном свойстве ирисина, который способствует превращению белого жира в бурый, а значит может играть роль в борьбе с ожирением, можно прочитать в специальном очерке «Без походов в фитнес-клуб».

1. polit.ru