09.08.2014

Открытие путей, контролирующих серотонинергические системы

С помощью новых методов группа исследователей Каролинского института разработала детальную карту сетей мозга, которые контролируют нейромедиаторы серотонина. Исследование, опубликованное в научном журнале «Neuron», приведет к новым знаниям ряда психических заболеваний и к разработке новых лекарственных средств.

Нейромедиатор серотонин контролирует импульсивность, настроение и наши когнитивные функции, среди прочего, и происходит от серотонергических нейронов — нейронов, которые производят серотонин. Поэтому у нас есть хорошее психическое здоровье и нормальное поведение. Деятельность нейронов регулируется другими нейронами из разных областей мозга через прямые связи, известные как синапсы серотонергических нейронов. Дисбаланс в серотонинергической системе может привести к депрессии, болезни Паркинсона, шизофрении и аутизму.

До сих пор не было возможности детально изучить, как взаимосвязаны различные типы нервных клеток и как сети мозга контролируют поведение. Следовательно, существует недостаток знаний, как нервные клетки контролируют деятельность серотонергических нейронов. Но с помощью новых методов исследователи Каролинского института могут теперь исследовать, как организованы различные сети мозга и как они работают. Исследовательская группа во главе с Константиносом Мелетисом из департамента нейронауки установила, какие сети мозга контролируют серотонинергические нейроны.

«Нам удалось создать новый тип карты связи нейронов, и это откроет новые пути, которые контролируют серотонинергическую систему. Эти сети были ранее неизвестны и очень интересны в плане того, как работает серотонинергическая система, они помогут понять некоторые психические заболевания», – объяснил Константинос Мелетис.

Для того чтобы определить нейроны, которые имеют непосредственный контакт с серотонинергическими нейронами, исследователи разработали способ, в котором эти клетки с вирусом бешенства были отмечены флуоресцентным маркером. Через генетические манипуляции вирус бешенства распространился на все нейроны, непосредственно связанные с серотонергическими нейронами. Тем самым исследователи получили очень подробное, трехмерное изображение сетей мозга, которые контролируют серотонин.

Через изображения исследователи обнаружили сеть в лобной доле, которая связана с познанием и благополучием и которая управляет серотонинергическими нейронами. Исследователи также обнаружили, что серотонин может управляться новыми типами нейронов в базальных ганглиях, области головного мозга, которая, среди прочего, контролирует движения, благополучие и принятие решений. Это открытие может иметь значение для лечения болезней, таких как болезнь Паркинсона.

Ученые верят, что этот прорыв приведет к совершенно новой и эффективной медицине в области психиатрии.

1. greenrussia.ru