05.09.2014

Кожа принимает участие в регуляции артериального давления

Пора расширять взгляды на модель регуляции артериального давления, считает клинический фармаколог, доктор медицинских наук Йенса Титце. Совместно с коллегами он обнаружил новый тип клеток и молекулы, которые локализуются в коже и участвуют в контроле водно-солевого баланса и артериального давления.

В ходе ряда исследований ученые установили, что, помимо почек, кровеносных сосудов и головного мозга, в регуляции артериального давления принимает участие еще один орган – кожа. Они обнаружили, что натрий депонируется в коже, при этом клетки иммунной системы и лимфатические капилляры поддерживают натриевый баланс и артериальное давление.

В ходе исследования на мышах использовались генетические и молекулярные методы для демонстрации значимости происходящего в коже водно-солевого обмена и регуляции артериального давления. В организме мышей, получающих пищу с высоким содержанием соли, натрий в больших концентрациях депонируется в коже. Клетки иммунной системы регистрируют накопление натрия и активируют белок, называемый TONEBP. Этот белок повышает экспрессию фактора роста VEGFC иммунными клетками, на фоне чего увеличивается емкость лимфатических сосудов кожи и ускоряется клиренс натрия и ионов хлора.

Данное исследование показало, что при выключении гена TONEBP в клетках системы мононуклеарных фагоцитов происходит блокирование VEGFC – ассоциированного ответа на пищевой рацион с высоким содержанием соли и развитие артериальной гипертензии. Результаты исследования, которые были опубликованы в Journal of Clinical Investigation, показали, что иммунная и лимфатическая системы кожи взаимодействуют друг с другом в деле регуляции водно-электролитного баланса и артериального давления. Титце считает, что нарушения в данной регуляторной системе могут быть ассоциированы с развитием солезависимой формы артериальной гипертензии.

1. globalscience.ru