15.01.2013

Найден ответственный за образование нейронов белок

Американские ученые в ходе экспериментов обнаружили белок, ответственный за образование нейронов из клеток-предшественников и нервных стволовых клеток. Результаты работы, проведенной исследователями из Университета штата Северная Каролина (North Carolina State University), опубликованы в журнале Development.

Нервные стволовые клетки (желтый и оранжевый цвета) и образовавшиеся из них нейроны (синий, зеленый и бордовый цвета). Изображение авторов исследования

Над изучением роли белка под названием Sp2 в образовании нейронов работали сразу две группы ученых из Университета штата Северная Каролина. Первой группе молекулярных биологов, проводившей исследование под руководством Джона Хоровитца (Jon Horowitz), удалось выяснить, что выработка чрезмерного количества этого белка, помогающего регулировать процесс клеточного деления, в стволовых клетках кожи приводила к возникновению опухоли. Новообразование развивалось по причине отсутствия дифференциации стволовых клеток в клетки кожи - вместо этого они продолжали усиленно воспроизводить себе подобных. Свои эксперименты ученые проводили на модельных мышах.

Другая группа молекулярных биологов, трудившаяся под руководством Троя Гашгеи (Troy Ghashghaei), выяснила последствия отсутствия этого белка в нервных столовых клетках и в клетках-предшественниках нейронов. Нервные стволовые клетки, в которых не вырабатывался Sp2, также не могли дифференцироваться в нейроны: они попросту делились, образуя большое количество дочерних клеток. Из этого ученые делают вывод, что отсутствие Sp2 приводит к нарушению механизмов формирования нейронов в головном мозге плода и уже родившегося человека.

"Интересно, что как выработка чрезмерного количества этого белка, так и его отсутствие приводят к одному и тому же нарушению механизма деления стволовых клеток. Мы хотели бы понять, каким образом Sp2 регулирует механизм дифференцировки стволовых клеток, то есть как они "выбирают" между воспроизводством самих себя или продуцированием нейронов или клеток кожи. Мы надеемся, что сможем изучить эти вопросы в наших дальнейших исследованиях", - цитирует Гашгеи Medical Xpress.

Молекулярные биологи рассчитывают, что их исследование поможет найти способ восстановления необходимого количества нейронов в головном мозге у людей, страдающих нейродегенеративными заболеваниями.

1. medportal.ru

Покупайте товары и услуги НАПРЯМУЮ от поставщиков со всего мира и ЗАРАБАТЫВАЙТЕ
на своих покупках и покупках ваших друзей!