16.01.2013

Обнаружены нейроны, управляющие кровяным давлением

От чего может повышаться давление? От курения, стресса, большой любви к жирному и солёному, от избыточного веса, наконец. Исследователи из Каролинского института (Швеция) нашли ещё одну причину повышенного давления, на этот раз сугубо внутреннюю. По их словам, в этом могут быть виноваты особые нервные клетки в мозгу, которые, между прочим, до сих не попадали в поле зрения учёных, пишет LiveScience.

Расположение гипоталамуса в головном мозге (фото steve emfield)

Клетки эти относятся к семейству парвальбумин-содержащих нейронов; они расположены в гипоталамусе, который контролирует такие физиологические реакции, как чувство жажды, температура тела и кровяное давление. Своё открытие исследователи сделали, когда наблюдали за мышами с мутацией в гене рецептора тиреоидного гормона. Мутация делала сердце животных нечувствительным к некоторым стрессовым воздействиям: так, при изменении температуры среды ритм сокращений никак не менялся, хотя должен был.

То, что тиреоидные гормоны влияют на работу сердца, известно давно и подтверждено как опытами на животных, так и наблюдениями за человеческим организмом. В данном же случае удалось увидеть, на что именно тиреоидный гормон действует: исследователи просканировали мозг мутантной мыши и обнаружили недостачу парвальбуминэргических нейронов. По-видимому, заключают учёные в Journal of Clinical Investigation, тиреоидный гормон необходим для формирования этих нейронов на каких-то стадиях развития мозга мыши. В другом эксперименте исследователи уничтожали парвальбуминэргические нейроны гипоталамуса с помощью вируса, и это опять-таки вело к проблемам с сердцем: давление становилось стабильно высоким, а сердце переставало реагировать на изменения температуры.

Несмотря на то что в мозгу есть множество известных зон, участвующих в регуляции кровяного давления и работы сердца, это первое исследование, в котором указываются конкретные управляющие клетки. Его авторы полагают, что в некоторых случаях проблемы с давлением могут быть связаны с неправильным развитием этих клеток: например, если во время эмбрионального развития ребёнку не хватало тиреоидных гормонов, то потом никакой здоровый образ жизни от проблем с давлением его не спасёт. В этом случае нужно как-то напрямую воздействовать на эти новооткрытые управляющие нейроны. Но перед началом клинических разработок нужно ещё убедиться, что эти нейроны есть и у человека.

Кирилл Стасевич