06.05.2009

Иммунологи нашли у лейкоцитов много ног

Для того чтобы добраться до места, поражённого инфекцией, лейкоцитам нередко приходится двигаться против тока крови. Осуществить свою защитную миссию им помогают несколько десятков ног, выяснили учёные из израильского института Вайзманна (Weizmann Institute).

Ранее считалось, что белые кровяные тельца передвигаются, как гусеницы или амёбы, «перетекая» от одного места к другому.

Но группа иммунологов под руководством профессора Ронена Алона (Ronen Alon) определила, что быстрое перемещение лейкоцитов больше похоже на движение многоножки.

В статье, опубликованной в журнале Immunity, учёные пишут, что вместо того чтобы сжиматься и растягиваться, проталкивая себя вперёд, лейкоциты вытягивают множество ножек (длиной менее микрометра), которые цепляются к особым молекулам на эндотелиальных клетках, покрывающих стенки кровеносных сосудов.

Десятки ножек опускаются и поднимаются каждую секунду, так что создаётся впечатление, будто лейкоцит бежит.

Ранее считалось, что белые кровяные клетки используют ноги только тогда, когда проникают из сосудов в окружающие ткани.

С помощью сканирующей и просвечивающей электронной микроскопии израильские иммунологи установили, что лейкоцит как будто бы зарывает свои ноги в поверхность эндотелия.

И тут учёные спросили сами себя: а могут ли ноги лейкоцитов таким образом определять, когда именно клеткам необходимо покинуть сосуд и выйти к месту заражения?

Об этом белым кровяным клеткам могут «рассказать» особые молекулы, располагающиеся на поверхности сосуда близ участка, которому необходима помощь иммунной системы.

Позже исследователи выяснили, что важную роль во всём этом процессе играет и ток крови, который по сути заставляет «ноги» работать (опускаться в эндотелий).

Ранее учёные обнаружили, что только под воздействием потока крови лейкоциты могут проходить сквозь стенки сосудов. Новые данные многое объясняют. Вероятно, ток крови переводит те самые «клейкие» молекулы на стенках в активное состояние.

Получается, что у ног белых кровяных клеток сразу три функции: зацепиться, передвинуть лейкоцит и почувствовать место выхода.

Что же касается практического применения открытия, то учёные намерены продолжить исследования и выяснить, можно ли регулировать работу иммунных клеток в случае, когда имеют место аутоиммунные заболевания (защитные силы организма направляются против собственных тканей).

Кроме того, по похожему сценарию могут передвигаться раковые клетки крови, вызывающие метастаз (образование очага в другом месте организма). А значит, и их можно каким-либо образом остановить и обезвредить.

1. MEMBRANA