28.11.2011

Найдена новая разновидность иммунных клеток

Учёные открыли разновидность Т-лимфоцитов, реагирующих на чужеродные липидные молекулы: обнаружив присутствие чужака, такие Т-клетки дают сигнал В-клеткам на короткое время обеспечить организм противолипидными антителами.

Т-лимфоцит, атакующий раковую клетку (фото Eye of Science)

Иммунные клетки узнают чужаков по многим признакам, а потому разные клетки обладают разной специализацией. Например, некоторые из Т-лимфоцитов «заточены» под распознавание не белков, а липидов, которые могут сидеть снаружи на бактерии или вирусе. Обнаружив чужие молекулы, Т-лимфоциты активируются и приступают к уничтожению инфекции. Такие Т-киллеры срабатывают не только при инфекции: в их работу также входит слежка за появлением раковых клеток. Кроме того, считается, что они играют одну из главных ролей при аллергиях и аутоиммунных заболеваниях.

Исследователи из Австралийского национального университета обнаружили любопытную разновидность Т-киллерных клеток, которую назвали NKTfh (природные Т-киллеры — фолликулярные хелперы). Эти клетки после столкновения с липидными антигенами связывались с В-клетками, функция которых — производить антитела. После этого В-клетки начинали вырабатывать иммуноглобулины, распознающие чужеродные липидные молекулы. Кроме того, под воздействием NKTfh формировались зародышевые центры — скопления в лимфатических узлах интенсивно делящихся В-клеток, которые также продуцировали антилипидные иммуноглобулины. При этом такие линии В-клеток долго не жили: после кратковременной взрывной активности антитела против бактериальных липидов исчезали из крови вместе с синтезирующими их клетками.

Результаты работы исследователи представили в журналах Nature Immunology и Immunity.

Быстрый иммунный ответ на чужеродные липиды, запускаемый клетками NKTfh, позволяет справиться с инфекцией, не запуская долгоживущую линию клеток, производящих антитела. По мнению авторов, такой вариант развития иммунного ответа можно было бы поощрить внешними стимулами: с одной стороны, это быстрая и эффективная атака на инфекцию, с другой — короткий срок жизни антител позволяет избежать возможных аутоиммунных проблем, которые могут возникнуть в связи с обычными «долгоиграющими» антителами.

Кирилл Стасевич