16.01.2012

Найден ген вкусового рецептора жира

Исследователи идентифицировали ген, вариации которого определяют разную чувствительность ко вкусу жира у людей. Благодаря этому открытию учёные заговорили о добавлении основного «шестого вкуса» к известным пяти и о попытке раскрыть некоторые секреты ожирения.

Специалисты из медицинской школы университета Вашингтона в Сент-Луисе выяснили, что люди с определённым вариантом гена CD36 гораздо чувствительнее к наличию жира в пище, чем другие.

Справедливости ради нужно сказать, что впервые о вкусе жира как о самостоятельном вкусовом ощущении, за которое, по-видимому, отвечают свои рецепторы, объявили австралийцы в 2010 году. Ранее предполагалось, что жир человек чувствует не столько по вкусу, сколько по консистенции, своего рода фактуре.

Но американские учёные пошли дальше коллег из-за океана. Они показали, что люди способны уверенно выявлять вкус жира даже в сравнительно малой концентрации (в опыте использовались олеиновая кислота и триолеин). И главное, оказалось, что вариации в упомянутом гене (влияющие на количество вырабатываемого белка CD36) означают восьмикратную разницу в чувствительности к присутствию жира.

Испытуемым предлагали попробовать три чашки с раствором, в одной из которых было жирное масло, а в двух других – соединения, похожие по консистенции на масла, но на деле лишённые жира. При этом учёные постарались обставить опыт так, чтобы добровольцы не могли выбирать чашки по запаху или по виду жидкости.

Уверенное определение правильной чашки в нескольких попытках подтвердило наличие вкуса жира.

Далее авторы работы постарались увязать способность человека чувствовать жир с рационом и индексом массы тела. Оказалось, что однозначной связи выявить нельзя. В числе 21 испытуемого, страдавших ожирением, были люди как с высокой выработкой CD36, так и со средней и низкой (что определялось по набору генов).

Тем не менее исследователи, опираясь на эксперименты с животными, предполагают, что на интенсивность выработки CD36 влияют не только унаследованные гены, но и рацион питания: богатая жирами диета снижает чувствительность к ним языка.

В свою очередь изменение вкусовых ощущений может влиять на предпочтения человека в еде. К тому же опыты с мышами и крысами показали, что активность CD36 связана и с усвоением жиров, так что тут наблюдается сложное перекрёстное влияние факторов, в котором ещё предстоит разобраться.

Детальнее о новом исследовании рассказывает статья в Journal of Lipid Research.

Леонид Попов