04.10.2011

Современный человек продолжает эволюционировать

Учёные показали, как естественный отбор может подействовать на сообщество людей всего на протяжении 140 лет, пишет LiveScience.

Эволюционное древо происхождения человеческого вида, появление которого заняло 2 миллиона лет (рисунок Ethan Hein)

Существует гипотеза, по которой современный человек продолжает эволюционировать и испытывать на себе давление отбора. Но напрямую доказать это очень сложно. Поэтому до сих пор исследователи ограничивались косвенными свидетельствами и намёками, оценивая анатомические и генетические изменения, произошедшие с человеком в течение 5–10 тысяч лет.

Но всё же исследователям удалось получить прямое подтверждение естественного отбора у человека. Группа учёных из Квебекского университета в Монреале (Канада) обнаружила, что на одном из островов на реке Св. Лоренца неподалёку от Квебека на протяжении примерно 200 лет существовала закрытая община. Её основу составили тридцать семей, переселившиеся в эти места ещё в XVIII веке. В документах местной церкви были тщательно зафиксированы все изменения в составе сообщества: кто когда вступил в брак, у кого сколько было детей и т. д.

Исследователи проанализировали данные, касающиеся сроков замужества и деторождения у местных женщин, в период с 1799 по 1940 год. При этом учитывались социальные, культурные и экономические различия между ними. Как пишут авторы в журнале PNAS, за 140 лет женщины на острове стали рожать первого ребёнка на 4 года раньше: возраст матерей снизился с 26 до 22 лет. Казалось бы, это можно объяснить чем угодно, а не эволюционно-генетическими теориями. Но, как утверждают исследователи, они пришли к выводу, что генетические факторы в данном случае проявили себя сильнее.

Рождаемость в этом сообществе никогда и ничем не ограничивалась, и размер семьи определялся исключительно способностью женщин к деторождению. Каждая пара легко достигала в этом смысле своего предела. По словам учёных, отбор был направлен на снижение возраста, при котором женщина могла родить в первый раз: чем раньше она начинала, тем больше детей могла бы принести. На протяжении всей истории общины в ней работал фактор отбора, потворствующий самым плодовитым. Чем раньше начали рождаться дети, тем больше их было у пары и тем шире их гены были представлены в следующем поколении. А в распоряжении поселенцев было достаточно ресурсов, чтобы содержать большие семьи.

Хотя разнообразные научные и полунаучные гипотезы об эволюции современного человека существуют во множестве, прямых подтверждений тому не было. Чрезвычайно трудно судить об эволюционных процессах в современном мире, где почти не осталось генетически однородных сообществ, которые бы не смешивались с другими. Авторам работы в этом смысле крупно повезло: им удалось найти такую группу и проследить в ней изменение определённого признака. Так что фантазировать об облике человека будущего следует с оглядкой: кто знает, может, безногие, безрукие и лысые гомункулусы-мегацефалы когда-нибудь действительно получат добро от самой эволюции. С другой стороны, оттенок недоверия к подобным результатам всё-таки остаётся: 100–200 лет, думается, слишком малый срок для эволюции нашего вида...